Ресурсный центр инклюзивного и специального образованиясоздан на базе действующего Консультационно-практического центра инклюзивного образования решением Ученого совета КарУ № 3 от 29.10.2020 года.
Руководитель: Рымханова Айнагуль Рымбековна, доктор философии (PhD). h-index Scopus – 1, ORCID ID:0000-0003-3177-4810, Author ID Scopus: 57193953755.
Контакты: ул. Карбышева, 7, учебный корпус №11, каб. 116,118. тел. 87014987819, e-mail: kpcio@mail.ru, ainagul_rymhanova@mail.ru
Цель деятельности Центра– научно-методологическое и научно-методическое сопровождение процесса инклюзивного и специального образования в регионе.
Основные задачи Центра:
- организация и проведение мониторинговых исследований по выявлению условий реализации инклюзивного и специального образования;
- выполнение научно-исследовательских, научно-методических и учебно-методических разработок в области инклюзивного и специального образования;
- распространение и внедрение результатов исследований в учебный процесс образовательных учреждений, реализующих практику инклюзивного и специального образования.
Направления деятельности Центра:
1. Организационно-аналитическое:
- анализ деятельности образовательных учреждений с целью реализации практики инклюзивного образования на всех ступенях образования;
- изучение потребностей образовательных учреждений в создании безбарьерной среды;
- изучение и определение характера особых образовательных потребностей студентов с особыми потребностями;
- проведение психолого-педагогических и социологическихисследований отношения групп общества к включению лиц с особыми потребностями в образовательный процесс;
- изучение и анализ системы подготовки бакалавров, магистров и докторов педагогическихспециальностей по проблемам инклюзивного и специального образования;
2. Образовательно-методическое:
- разработка локальных документов регулирующих деятельность относительно поддержки обучающихся с особыми образовательными потребностями;
- разработка базы учебных материалов для обучающихся с особыми образовательными потребностями;
- усовершенствование содержания программ подготовки педагогических кадров с учетом условий инклюзии;
- учебно-методическое обеспечение процесса подготовки и переподготовки педагогических кадров;
- разработка и реализация программ подготовки и переподготовки педагогических работников, работающих в дошкольной и школьной системе инклюзивного и специального образования, также профессорско-преподавательского состава вузовв рамках курсов повышения квалификации при поддержке факультета дополнительного образования.
3. научно-исследовательское:
- разработка научно-методологических основ инклюзивного образования, практико-ориентированных технологий психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования;
- формирование базы данных диагностических, коррекционно-развивающих методик и рекомендаций по их реализации;
- научно-методическое сопровождение апробации и внедрения инновационных форм и технологий, эффективных методик по работе с лицами с особыми образовательными потребностями, включая цифровой формат;
- организация научно-практических семинаров и конференций, круглых столов, мастер-классов, тренингов регионального и республиканского международного уровня.
4. Консультативно – просветительское:
- ресурсное обеспечениепроцесса инклюзивного образования на всех ступенях образования;
- обобщение и пропаганда опыта инклюзивного и специального образования в регионе посредством издания журнала «Арнайы және инклюзивті білім беру. Специальное и инклюзивное образование.SpecialandInclusiveeducation»;
- организация и проведение мероприятий, направленных на поддержку и развитие системы инклюзивного образования.
- распространение идеи инклюзии и создание толерантной среды образования для лиц с особыми потребностями.
Сотрудничество и взаимодействие с другими учреждениями и организациями
Центр осуществляет свою деятельность во взаимодействии с образовательными инаучными учреждениями, общественнымиобъединениями и иными организациями в рамкахзаключенных договоров/ меморандумов о сотрудничестве.
Основными партнерами Центра являются вузы, Управление образования Карагандинской области и Отдел образования г. Караганды, соответственно дошкольные и школьные учреждения, ПМПК, Кабинеты и центры психолого-педагогической коррекции, Учебно-методический центр развития образования Карагандинской области и другие НПО, являющиеся стейкхолдерами.
Реализуемые проекты:
Мастер-класс на тему «Обобщение опыта работы с детьми с ООП по коррекции недостатков развития речи» совместно с КГУ «Областная специальная школа-интернат № 3 для детей с ОВР» УОКО.
Круглый стол «Перспективное развитие детей с особыми образовательными потребностями в обществе здоровых детей» в рамках реализации программы «РуханиЖаңғыру».
Новогодний инклюзивный праздник,проведенный студентами –волонтерами специальности «Дефектология»с участием детей ОФ«Ассоциации родителей детей-аутистов г.Караганды», центра ОО «Ақбота» и КГУ «Областная специальная школа-интернат № 1 для детей с нарушением зрения».
Работа «Инклюзивного кружка», где студенты получают непосредственный опыт работы с детьми, имеющимирасстройства аутистического спектра(РАС).
Участие студентов-дефектологов и магистрантов специальности «Дефектология» в On-line Марафоне Инклюзивных Практик «Инклюзивное сообщество: здесь и сейчас» (IP-Марафонпри поддержке International Association for Community Development (IACD)
Мастер-класс на тему: «Использование нейропсихологических упражнений на коррекционных занятиях со слепыми и слабовидящими младшими школьниками»,проведенный специалистами КГУ «Областная специальная школа- интернат № 1 для детей с нарушением зрения» УОКО.
Вебинар ЦПМ КарУ имени академика Е.А. Букетова: «Инклюзивная культура преподавателя как условие успешной интеграции студентов с ООП в вузе». (Докладчик: доцент кафедры специального и инклюзивного образованияРымханова А.Р.)