ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Грантовое финансирование по научным и (или) Научно-техническим проектам на 2020-2022 годы со сроком реализации 27 месяцев



АР08856309 «Научно-методическоесопровождение волонтерской деятельности студентов в рамкахинклюзивного образования»

ИРН, Название проекта.АР08856309 «Научно-методическоесопровождение волонтерской деятельности студентов в рамкахинклюзивного образования»

Актуальность: Появление новых тенденции и трендов в обществе требует новых подходов к организации той или иной деятельности, соответственно, изученности Научно-практических основ, в том числе процесса подготовки кадров, т.е. обучения и воспитания студенческой молодежи. В нашей стране волонтерство как новый вид проявления гражданской позиции, патриотизма и гуманности, одновременно это - возможность для студентов реализации социальных проектов в различных направлениях.

Во всем мире волонтерствоявляется наиболее привлекательной и эффективной формой вовлечения молодежи в решение социальных задач, накоплен определенный опыт, имеется практика, а также научно обоснованные положения по организации  волонтерской деятельности студентов с лицами с особыми образовательными потребностями(ООП). В настоящее время, несмотря на существенный интерес ученых и общественности, собственно Научно-методическая сторона деятельности волонтерского движения недостаточно рассматривался. Имеющаяся статистическая информация о занятости добровольцев носит фрагментарный характер и не позволяет проводить качественное сравнение показателей по Республике Казахстан, а также достоверно оценить их трудовой потенциал и вклад в развитие социально-экономической сферы.

По инициативе Президента К.-Ж.Токаева 2020-й объявлен Годом волонтера, в связи с чем становится актуальным разносторонняя разработка данной проблемы.

Инклюзивное образование направлено на включение лиц с ООП в доступную социальную и образовательную среду без барьеров, поэтому требуется развитие механизмов и реализация социально-педагогических мероприятий с помощью волонтеров, что способствует развитию инклюзии и повышает эффективность волонтерской деятельности.

 

Цель.Разработка концепции и модели Научно-методического сопровожденияволонтерской деятельности студентов в рамках инклюзивного образования.

Научно-методическое сопровождениеволонтерской деятельности способствует выбору эффективного психолого-педагогического подхода для развития социальной активности студентов, формирования духовно-нравственныхценностей, активизациигражданской позиции, осознаниястудентами педагогического потенциала добровольческой деятельности с лицами, имеющими особые образовательные потребности (ООП).

 

Ожидаемые и достигнутые результаты.

2020 год

Ожидаемый результат.Будет полученоцелостное представление о сущности и специфике, законодательных основах и технологиях волонтерской деятельности в РК и за рубежом, изучены основные проблемы и перспективы развития волонтерства в рамках инклюзии лиц с ООП в образовательную и социальную среду.

Полученные результаты:

- проведен обзор и анализ мировой практики волонтерского движения в целом; в том числе изучен российский опыт организации и Научно-методических аспектов волонтерского движения студентов с лицами, имеющими ООП;

- изучены история возникновения, современное состояние и перспективы организации волонтерского движения студентов в рамках инклюзивного образования, в том числе нормативно-правовое обеспечение, регулирующее данное направление в Республике Казахстан.

2021 год

Ожидаемый результат.Будут выявлены социально-педагогический характер проблем лиц с ООП в рамках инклюзивного образования, определеныиндивидуально-личностнаяпредрасположенность и типологии студентов, необходимых к волонтерской деятельности.

Полученный результат:

-изучен опыт организации волонтерской деятельности студентов Белорусской Республики, в том числе, практика подготовки студентов педагогических специальностей БГПУ имени М.Танка к волонтерству, как неотъемлемой части профессиональной подготовки;

- выявлены социально-педагогические условия Научно-методического сопровождения волонтерской деятельности студентов с лицами с ОП в рамках инклюзивного образования:

1) расширение возможностей для самореализаций студентов в волонтерской деятельности в рамках инклюзивного образования; поддержка инициатив социально значимых проектов;

2)формирование у студентов толерантного отношенияк волонтерской деятельности с лицами, имеющими особые образовательные потребности;

3)стимулирование самостоятельности студентов в разработке стратегии волонтерства на основе технологий социального проектирования в рамках инклюзивного образования;

4)прaктикo-oриентирoвaннoсть сoдержaния организации волонтерского движения студентов с учащимися с oсобыми образовательными потребностями;

5)разработка специальных курсов, формирующих необходимые компетенции для организации и реализации волонтерской работы с разными категориями лиц;

6) Научно-методологическое обоснование проблемы подготовки будущих педагогов к волонтерству как одного из аспектов профессиональной готовности.

- изучены социально-педагогические основы проблем лиц с ОП в рамках инклюзивного образования с двух аспектов: с педагогической точки зрения это - проблемы, возникающие в системе образования и с социальной точки зрения - барьеры, созданные обществомздоровых людей, которые указыватна неполноценность своим пренебрежениемили проявлением жалости, чрезмерной опеки, что оказывает негативное влияние;

           -определены уровни индивидуально-личностной предрасположенности студентов к волонтерству с использованием анкеты-опросника для выявления мотивационного, личностного, эмоционально-волевого и коммуникативного компонентов готовности к волонтерской работе;

- проведен круглый стол в онлайн формате на тему «Активизациягражданской позиции молодежив добровольческой деятельности» с целью распространения передового опыта волонтерской деятельности студенческой молодежи с участием зарубежных и отечественных спикеров;

- принято участие с выступлениями в работе круглого стола и Научно-практической конференции, также проведены обучающие тренинги и семинары со студентами педагогических специальностей.

Имена и фамилии членов исследовательской группы с их идентификаторами (ScopusAuthorID, ResearcherID, ORCID,  если имеются и ссылками на соответствующие профили.

1. Руководитель - Абильдина Салтанат Куатовна,доктор педагогических наук, профессор-исследователь, зав.кафедры педагогики и методики начального обучения.

Scopus Author ID -56128026400

ResearcherID- https://publons.com/researcher/4355527/

ORCID -0000-0002-8324-8444

2.Исполнитель - Дюсембинова Райфа Кыдыровна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики и методики начального обучения.

Scopus Author ID - 56818982300

ORCID - 0000-0001-9625-7940

3. Исполнитель - Рымханова Айнагуль Рымбековна, доктор философии (PhD), асс. профессор кафедры специального и инклюзивного образования.

Researcher ID: https://publons.com/researcher/4187792

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-3177-4810

Author ID Scopus: 57193953755https://www.scopus.com/authid

 

Список публикаций (со ссылками на них) и патентов.

2020 год:

Абильдина С.К.,Дюсембинова Р.К., Рымханова А.Р. Қазақстанда волонтерлік қозғалыстың қалыптасуы мен даму болашағы/Еуразия гуманитарлық институтыныңхабаршысы. – Нұр-Сұлтан, 2020.- №4. – Б.179-186.https://egi.edu.kz/wp-content/uploads/2020/12/Vestnik

2021 год:

1. Рымханова А.Р., Касымбекова М.Д.Социально-педагогические основы проблем лицс особыми потребностями в условиях инклюзии./

Международный журнал экспериментального образования. - 2021. - №4. С. 25-29. Импакт –фактор РИНЦ (двухлетний) – 0,839.

https://expeducation.ru/ru/article/view?id=12051

2. Дюсембинова Р.К., Рымханова А.Р., Абильдина С.К., Ранова Г.А. Социально-педагогические условия организации волонтерского движения студентов в рамках инклюзивного образования./Мир педагогики и психологии. -2021. - №10 (63).РИНЦ

https://scipress.ru/pedagogy/articles/sotsialno-pedagogicheskie-usloviya-organizatsii-volonterskogo-dvizheniya-studentov-v-ramkakh-inklyuzivnogo-obrazovaniya.html

3. Рымханова А.Р.,Абильдина С.К., Дюсембинова Р.К., Рыскулова А.А.Волонтерская деятельность студенческой молодежи как средство формированияличностных и профессиональных качеств у будущих специалистов / Вестник Карагандинского университета. Серия Педагогика. - Караганда, 2021. – № 2(102). С.105-111.DOI 10.31489/2021Ped2/105-111

4. Абильдина С.К., Дюсембинова Р.К., Рымханова А.Р., Риза С. Жоғары оқу орны студенттерін волонтерлік қызметке даярлаудың педагогикалық шарттары / Вестник Карагандинского университета. Серия Педагогика. - Караганда, 2021. – № 3(103). С. 7-13.DOI 10.31489/2021Ped3/7-13

 


AP08856176 «Разработка фотопреобразователя солнечной энергии на основе органических полупроводниковых нанокомпозитов»
  1. ИРН, Название проекта: AP08856176 «Разработка фотопреобразователя солнечной энергии на основе органических полупроводниковых нанокомпозитов»
  2. Актуальность: Разработка полимерных нанокомпозитных солнечных ячеек является одним из способов повышения эффективности преобразования солнечной энергии в электрическую. В таких пленках допирование полимерной матрицы наноразмерными органическими материалами позволяет создать гибридный слой, в котором проводимость полимерного материала будет сочетаться с высокими оптическими и электрическими свойствами органических наноструктур. Следует отметить, что преимуществом данных композитных материалов является упрощенный процесс изготовления солнечного элемента.
  3. Цель работы.

2020 г. – Исследование влияния модификации структуры полимера PEDOT:PSS на его оптические, электрофизические и структурные свойства.

2021 г. – Исследование влияния модификации структуры полимера PEDOT:PSS на фотовольтаические параметры ячейки и влияние размерности системы на генерацию и транспорт носителей заряда наноструктур фталоцианинов.

  1. Ожидаемые и достигнутые результаты.

2020 г.

- установлено, что модификация полимерной пленки этиловым и изопропиловым спиртами приводит к изменению морфологии и шероховатости поверхности пленки.

- показано, что при модификации пленки PEDOT:PSS в парах спиртов, в спектре поглощения наблюдается сдвиг максимума поглощения PEDOT в коротковолновую область спектра.

- рентгенофазовый анализ показал, что после модификации поверхности в этиловом и изопропиловом спирте цепи PEDOT и PSS переходят из бензоидной структуры в хиноидную структуру. В оптическом спектре поглощения модифицированного PEDOT:PSS наблюдается уменьшение поглощения ароматического фрагмента PSS.

- проведены исследования спектров импеданса пленок PEDOT:PSS. Показано, что структурные особенности морфологии поверхности PEDOT:PSS оказывают влияние на электрофизические параметры пленок. Установлено, что модификация поверхности пленки PEDOT:PSS приводит к улучшению электротранспортных свойств пленок.

2021 г.

- наблюдаемые изменения в спектрах поглощения связаны с уменьшением части спектра поглощения ароматического фрагмента PSS;

- улучшение качества границы раздела PEDOT:PSS/электрод обеспечивает более быструю инжекцию и транспорт дырок, уменьшает вероятность рекомбинации дырок с ITIC и эффективность накопления дырок на внешнем электроде;

- установлено, что наноленты безметального фталоцианина находятся в χ-фазе, меди и кобальта в β-фазе, цинк в α-фазе. Наностержни безметального фталоцианина и фталоцианина цинка находятся в β-фазе, меди и кобальта в α-фазе. Наночастицы всех исследуемых металлофталоцианинов находятся в β-фазе.

- наблюдаемые уширения полос и сдвиг максимумов в Q и B-диапазонах в спектрах поглощения наноструктур фталоцианинов связаны с фазовым переходом;

- наблюдаемые изменения электрофизических характеристик связаны с размерными ограничениями, возникающими при самоорганизации молекул фталоцианинов в наноструктуры. В результате чего в нанолентах возрастает проводимость, сокращается время нахождения носителей заряда в ловушках.

  1. Имена и фамилии членов исследовательской группы с их идентификаторами (Scopus Author ID, Researcher ID, ORCID, если имеются и ссылками на соответствующие профили.

Аймуханов А.К. – Researcher ID – U-6141-2018, Scopus Author ID – 35321945000, ORCID ID – 0000-0002-4384-5164.

Зейниденов А.К. –Researcher ID – Q-4520-2017, Scopus Author – 56386144000, ORCID ID – 0000-0001-9780-5072

Омарекова Г.И. – ORCID ID  – 0000-0002-0755-6832

Рожкова К.С. – Researcher ID – U-6167-2018, ORCID ID – 0000-0003-3048-6171

Мұқаметқали Т.М. – ORCID ID – 0000-0003-2685-2976

Қамбар Д. – ORCID ID – 0000-0003-4742-2000

Сейсембекова Т.Е. – ORCID ID – 0000-0002-1497-0759

 

  1. Список публикаций (со ссылками на них) и патентов.

2021 г.

1. A. Aimukhanov, A. Zeinidenov, A. Zavgorodniy Influence of the size effect on the generation and transport of charge carriers of phthalocyanines // Optical Materials. – 2021. – Vol. 116. – P.111099. (IF 3.08; WoS Q2; Процентиль Scopus 74) https://doi.org/10.1016/j.optmat.2021.111099

2. A.K. Zeinidenov, A.K. Aimukhanov, D.S. Kambar, B.R. Ilyassov, A.V. Zavgorodniy Effects of phthalocyanine nanostructure on photovoltaic performance of its polymer composite thin films // Materials Chemistry and Physics. – 2021. – Vol. 267. – P.124680. (IF 4.094; WoS Q1; Процентиль Scopus 77) https://doi.org/10.1016/j.matchemphys.2021.124680.

3. А.К. Aimukhanov, X.S. Rozhkova, А.К. Zeinidenov, Т.E. Seisembekova Influence of surface structure and morphology of PEDOT:PSS on its optical and electrophysical characteristics // Bulletin of the Karaganda university. Physics series. – 2021. – № 3(103). – P.93-100. DOI 10.31489/2021Ph3/93-100.

4. Аймуханов А.К., Рожкова К.С., Сейсембекова Т.Е. Влияние спиртового растворителя на морфологию плѐнок PEDOT:PSS при отжиге в вакууме // Сборник научных трудов X Международная конференция по Фотонике и информационной оптике (27-29 января). Москва, 2021. – С. 219-220.

5. Аймуханов А.К., Омарбекова Г.И., Камбар Д.С. Исследование фазовых состояний нанолент CоPc и H2Pc // Сборник научных трудов X Международная конференция по Фотонике и информационной оптике (27-29 января). Москва, 2021. – С. 223-224.

6. Аймуханов А.К., Рожкова К.С., Камбар Д.С. Влияние паров спиртов на морфологию пленок PEDOT:PSS при отжиге в инертной атмосфере // Материалы VII Международной конференции «Лазерные, плазменные исследования и технологии» ЛАПЛАЗ-2021 (23-26 марта). – Москва, 2021. – С. 161-162.

7. Зейниденов А.К., Омарбекова Г.И., Сейсембекова Т.Е. Изменение структуры пленок PEDOT:PSS при модификации полимера в парах спиртового растворителя // Материалы VII Международной конференции «Лазерные, плазменные исследования и технологии» ЛАПЛАЗ-2021 (23-26 марта). – Москва, 2021. – С. 209-210.

8. Аймуханов А.К., Рожкова К.С., Абдигалиева А.М. Влияние модификации полимера PEDOT:PSS на его оптические характеристики // Материалы Республиканской Научно-практической онлайн конференции, посвященной 85-летию видного ученого, первого декана физического факультета, доктора педагогических наук, профессора, академика Академии педагогических наук Казахстана Арынгазина Канапии Мубараковича (13–15 мая). Караганда, 2021. – С. 45-48.

9. Aimukhanov A.K, Rozhkova X.S, Omarbekova G.I. Effect of alcoholic solvent on electrophysical characteristics of PEDOT:PSS thin films // Book of abstracts of 5th International Symposium on Molecular Photonics dedicated to the memory of Academician A.N. Terenin (1896–1967) (May 6–7). St. Petersburg, 2021. – P.59.


АР08856939 «Ресурсное обеспечение интегрированного обучения предмету и языку (CLIL) в условиях дистанционного образования»
  1. ИРН: АР08856939- ОТ- 20. Название проекта. Ресурсное обеспечение интегрированного обучения предмету и языку (CLIL) в условиях дистанционного образования
  2. Актуальность. При очевидной актуальности применения CLIL-технологии при изучении в вузе неязыковых дисциплин на английском языке его Научно-методическое обеспечение до сих пор нуждается в усилении и совершенствовании. Данная ситуация осложняется тем, что все большая часть учебного процесса вузов (в связи с отменой заочной формы обучения из года в год увеличивается доля обучающихся на очном дистанционном отделении) переходит на дистанционные технологии. В связи с этим есть насущная потребность педагогической науки и практики высшего образования в обогащении инструментария обучения неязыковым дисциплинам на английском языке в условиях дистанционного образования. В зарубежной науке имеются теоретические разработки в области интегрированного обучения предмету и языку (методика CLIL), однако эти разработки не раскрывают в полной мере Научно-методические аспекты использования данной методики. Интегрированное обучение предмету и языку представляет собой развивающуюся область теоретических и практических исследований, и единой установленной концепции того, как вуз и школа должны реализовывать такое обучение, не существует. Внедрение методики CLIL в казахстанских вузах носит фрагментарный, безсистемный характер, педагоги имеют возможность знакомиться с основами CLIL только путем самообразования, и лишь с 2017 года – на курсах повышения квалификации.
  3. Цель проекта: теоретическое обоснование и практическая разработка ресурсного обеспечения интегрированного обучения языку и предмету (CLIL) в условиях дистанционного образования.
  4. Ожидаемые и достигнутые результаты:

2020г.

- выявлены особенности использования технологии CLIL в условиях дистанционного образования;

- разработаны методология и инструментарий онлайн-опроса педагогов школ и вузов на предмет применения CLIL-технологии в условиях дистанционного образования;

- проведен онлайн-опрос среди педагогов школ и вузов РК на предмет применения CLIL-технологии в условиях дистанционного образования;

разработана анкета «Применение CLIL-технологии в условиях дистанционного образования», которая была переведена в Google-форму для проведения опроса в режиме онлайн;

- изучен из доступных источников опыт других стран по применению CLIL-технологии в условиях дистанционного образования.

 

2021г.

- обобщены теоретический и эмпирический материалы для определения контента виртуальной обучающей среды по использованию   CLIL- технологии в условиях дистанционного образования;

          - для создания ресурсной базы  CLIL обучения в условиях дистанционного образования разработаны: цифровые терминологические словари, частотные словари, сборники заданий по дисциплинам, изучаемым на английском языке, программы обучающих семинаров, модули курсов для будущих учителей-предметников, методические рекомендации для ППС вузов по применению CLIL-технологии в условиях дистанционного образования;

          - разработан сайт онлайн-ресурсов для использования CLIL-  технологии https://clildictionary.buketov.edu.kz/

                      

 

  1. Состав  исследовательской группы
  1. Жетписбаева Б.А. – руководитель проекта, Scopus Author ID –https://www.scopus.com/authid/detail.uri?authorId=55969012300, ORCID- https://orcid.org/0000-0002-0577-5863
  2. Дьяков Д.В.- ведущий научный сотрудник, Scopus Author ID- 57215856503, ORCID https://orcid.org/0000-0001-6113-6065
  3. Шункеева С.А.- ведущий научный сотрудник, Scopus Author ID– 56028419800,  ORCID https://orcid.org/0000-0001- 9733-0943
  4. Хамитова Г.А.- главный  научный сотрудник,  Scopus Author ID- https://www.scopus.com/authid/detail.uri?authorId=57188727084.
  5. Жанкина Б.Ж.- младший научный сотрудник, Scopus Author ID- 57208861237, ORCID https://orcid.org/0000-0001-5896-1371
  6. Китибаева А.К.- старший научный сотрудник, Scopus Author ID – 709910х0, ORCID- https://orcid.org/0000-0002-0913-5142

 

6. Список публикаций

1) «Аспекты изучения CLIL технологии в условиях дистанционного обучения»/ Вестник КарГУ. Серия Педагогическая. - № 4(100). – 2020.  С.130-135 (авторы Жетписбаева Б.А., Дьяков Д.В., Шункеева С.А.);

 

2) «Из опыта использования CLIL технологии в условиях дистанционного образования»/ Вестник Торайгыров университета. Серия Педагогическая.- №1.– 2021.– С.32-42 (авторы Жетписбаева Б.А., Хамитова Г.А., Алиясова А.В.);

 

3) «Особенности применения CLIL-технологии в условиях дистанционного обучения в организациях образования Республики Казахстан»/ Вестник Карагандинского университета, Серия Педагогика.- № 2 (102).- 2021.- С.188-194 (авторы Жетписбаева Б.А., Дьяков Д.В., Шункеева С.А., Хамитова Г.А.);

 

­4) «CLIL Integration Issuesand Distance Learning Technologies»/ Journal of Siberian Federal University - Humanities and Social Sciences, 2021-14(9):1322-1330 (авторы Жетписбаева Б.А., Дьяков Д.В., Шункеева С.А., Тусупова А., Сыздыков М.Ж.);

 

5) «Методические рекомендации для ППС вузов по применению CLIL- технологии в условиях дистанционного образования»/ Караганда: Изд-во КарУ, 2021. – 64 с. (авторы Жетписбаева Б.А., Дьяков Д.В., Хамитова Г.А., Муратбекова А.А.)


AP08856161 «Плазмон–усиленные фотофизические процессы в конденсированных молекулярных средах»

AP08856161 «Плазмон–усиленные фотофизические процессы в конденсированных молекулярных средах»

Актуальность исследования: Локализованный плазмонный резонанс (ЛПР) наночастиц (НЧ) металлов возникает вследствие когерентных коллективных электронных колебаний на границе раздела двух сред при оптическом возбуждении. Благодаря очень сильному локальному электрическому полю плазмоны могут значительно влиять на свойства электронно–возбужденных состояний органических молекул, помещенных вблизи поверхности НЧ. В зависимости от расстояния между НЧ и органическими молекулами, скорости излучательных и безызлучательных внутримолекулярных электронных переходов либо увеличиваются, либо уменьшаются. Данные эффекты могут быть использованы в оптических нанотехнологиях при создании сред с заданными свойствами, а также высокочувствительных люминесцентных сенсоров, оптоэлектронных устройств, нанолазеров и др. Добавление НЧ металлов в активную среду лазеров на красителях приводит к понижению порога генерации. Однако, несмотря на практическую важность этих эффектов, до настоящего времени не проводились систематические исследования влияния металлических НЧ на спектрально-люминесцентные свойства и вынужденное излучение красителей в зависимости от их химического строения. Мало изучены межмолекулярные процессы обмена электронной энергией, которые можно использовать при сенсибилизации оксидных полупроводников в фотовольтаических устройствах. Практически остаются не исследованными фотофизические процессы, протекающие через триплет-возбужденные электронные состояния органических соединений, в ближнем поле металлических НЧ.

Новизна: принципиальной новизной и отличием настоящего проекта является детальное и комплексное исследование плазмонного эффекта НЧ металлов на скорость и эффективность как внутри–, так и межмолекулярных фотопроцессов в гибридных металлоорганических системах. С целью установления общих закономерностей влияния плазмонного эффекта НЧ на трансформацию световой энергии в конденсированных средах поэтапно будут изучены процессы генерации и дезактивации электронно-возбужденных состояний органических молекул в условиях ЛПР. Впервые будут всесторонне рассмотрены фотореакции с участием триплетных состояний органических соединений в ближнем поле металлических наноструктур.

Научная значимость: будут установлены механизмы воздействия плазмонов на генерацию и дезактивацию возбужденных электронных состояний молекул одинаковой и различной спиновой мультиплетности. Определены пути оптимизации трансформации световой энергии органическими люминофорами в условиях электродипольного взаимодействия электронно-возбужденных молекул с плазмонными НЧ.

Практическая значимость: результаты фундаментальных исследований предоставят возможность приступить к разработке перспективных методов плазмонной модуляции характеристик и сигналов в устройствах молекулярной фотоники, фотовольтаики, фотокатализа и детекторов.

Цель проекта – исследование влияния плазмонов НЧ металлов на внутри– и межмолекулярные электронные процессы в конденсированных молекулярных системах. Установление механизмов воздействия плазмонов на генерацию, дезактивацию возбужденных электронных состояний молекул одинаковой и различной спиновой мультиплетностью. Определены пути оптимизации трансформации световой энергии органическими люминофорами в условиях электродипольного взаимодействия электронно-возбужденных молекул с плазмонными НЧ.

Ожидаемые и достигнутые результаты:

– синтезированы симметричные индополикарбоцианиновые красители с закономерно изменяющейся химической структурой;

– выполнен квантово-химический расчет индополикарбоцианиновых красителей К1 – К3. Показано, что при учете растворителя наблюдается гипсохромный сдвиг максимумов поглощения относительно рассчитанных значений в вакууме, а также рост числа молекулярных орбиталей, участвующих в перераспределении электронной плотности;

– исследованы спектрально-люминесцентные свойства катионных симметричных индополикарбоцианинов в присутствии НЧ Ag. Показано, что с добавлением НЧ Ag в их растворы наблюдается усиление флуоресцентной способности красителей при постоянстве интенсивности поглощения. При этом коэффициент увеличения интенсивности флуоресценции I/I0 красителей в растворах с плазмонными НЧ растет в винилогическом ряду красителей К1 – К3. Экспериментальные данные рассмотрены на основе математической модели;

– изучены особенности влияния локализованного плазмонного резонанса на флуоресценцию полиметиновых красителей (ПК) с различной структурой молекул. Показано, что перенос энергии от красителя к НЧ Ag является конкурирующим процессом по отношению к плазмонному эффекту, что вносит корреляцию к плазмонному усилению флуоресценции. Установлено, что плазмонный резонанс НЧ Ag оказывает большее влияние на флуоресценцию анионного красителя;

– изучена концентрационная зависимость спектрально-люминесцентных свойств мероцианиновых красителей М1 и М2 и полиметина К1 в этанольных растворах. Получено вынужденное излучение красителей М2, М3, К1 в этаноле. Наименьшим порогом генерации вынужденного излучения обладает краситель М3;

– исследовано влияние НЧ серебра на спектрально-люминесценные и генерационные свойства этанольных растворов винилогического ряда нейтральных мероцианиновых красителей. Добавление НЧ серебра в этанольные растворы мероцианинов приводит к понижению порога генерации вынужденного излучения красителей;

– на примере органического люминофора эозин установлено, что в ближнем поле наночастиц Ag происходит ускоренная дезактивация возбужденных синглетных и триплетных состояний молекул как по радиационному, так и по безызлучательному каналам. Оптимальное расстояние, на котором достигается максимальное усиление всех видов свечений, приближенно совпадает с ферстеровским радиусом безызлучательного индуктивно-резонансного процесса;

 

Имена и фамилии членов исследовательской группы с их идентификаторами:

п/п

ФИО, должность

Ученая степень, звание

ORCID ID

Web of Science (ResearcherID)

Scopus AuthorID

1

Ибраев Н.Х., ГНС, рук. проекта

Д.ф.-м.н., профессор

0000-0002-5156-5015

C-2957-2015

9333698600

2

Ищенко А.А., главный научный сотрудник

Д.х.н., профессор

0000-0003-2722-3944

AAC-9998-2019

8338223800

3

Селиверстова Е.В., старший научный сотрудник

Доктор PhD

0000-0002-9507-8825

N-7199-2017

35323255400

4

Афанасьев Д.А., старший научный сотрудник

Доктор PhD, ассоциированный профессор

0000-0002-0437-5315

D-4196-2012

41661115200

5

Деревянко Н.А., научный сотрудник

специалист

0000-0001-6474-9254

AAQ-8998-2020

35428560600

6

Темирбаева Д.А., младший научный сотрудник

Магистр

0000-0002-0201-2692

U-6122-2018

57204729767

7

Канапина А.Е., младший научный сотрудник

Магистр

0000-0001-7819-4667

ABE-9907-2021

57226236798

 

Список публикаций:

статьи, опубликованные в журналах Clarivate Analytics и Scopus:

1.           Seliverstova E., Ibrayev N., Omarova G., Ishchenko A., Kucherenko M. Competitive influence of the plasmon effect and energy transfer between chromophores and Ag nanoparticles on the fluorescent properties of indopolycarbocyanine dyes // Journal of Luminescence. – 2021. – Vol. 235. – Р. 118000. https://doi.org/10.1016/j.jlumin.2021.118000 (IF 3,599; WoS Q1; Процентиль Scopus 83)

2.           Ibrayev N., Afanasyev D., Ishchenko A., Kanapina A. Influence of silver nanoparticles on the spectral-luminescent and lasing properties of merocyanine dyes solutions // Laser Physics Letters. – 2021. – Vol. 18. – P. 085001. https://doi.org/10.1088/1612-202X/ac0e3f (IF 2,016; WoS Q3, Процентиль Scopus 75.

статьи, опубликованные в журналах Scopus:

3.           Ibrayev N.Kh., Afanasyev D.A., Omarova G.S. Features of stimulated emission of a merocyanine dye in the pores of anodized aluminum // Eurasian Physical Technical Journal. – 2021. – Vol. 18(2). – P. 29–34. doi:10.31489/2021No2/29-34 (Scopus Процентиль 23).

статьи, опубликованные в материалах международных конференций:

  1. Ibrayev N., Seliverstova E. Sensitization of S1-S4 transition in the Rhodamine 6G molecule by the Ag nanoparticles // 5th International Symposium on Molecular Photonics dedicated to the memory of Academician A.N. Terenin (1896–1967). – St. Petersburg, 2021. – P. 23. http://terenin-2021.ru/img/TMS-2021_Abstracts.pdf
  2. Afanasyev D.A., Ibrayev N.Kh., Ishchenko A.A., Kim M.S., Kuanyshbekov M.Y. Effect of plasmonic nanoparticles on the optical and lasing properties of merocyanine dyes with different polymethine chain lengths // 5th International Symposium on Molecular Photonics dedicated to the memory of Academician A.N. Terenin (1896–1967). – St. Petersburg, 2021. – P. 60. http://terenin-2021.ru/img/TMS-2021_Abstracts.pdf
  3. Temirbayeva D.A.,  Ibrayev N.Kh. Influence of the plasmon effect of silver nanoparticles on the photonics of  Langmuir–Blodgett film of Eosin // 5th International Symposium on Molecular Photonics dedicated to the memory of Academician A.N. Terenin (1896–1967). – St. Petersburg, 2021. – P. 62. http://terenin-2021.ru/img/TMS-2021_Abstracts.pdf

статьи, опубликованные в материалах республиканских конференций:

  1. Омарова Г.С., Селиверстова Е.В., Ибраев Н.Х., Ищенко А.А. Влияние плазмонных наночастиц серебра и золота на спектрально-люминесцентные свойства полиметинового красителя // Актуальные проблемы современной физики и смысловой педагогики: Сборник Научно-практической онлайн конференции, посвященной 85-летию академика Арынгазина К.М. – Караганда, 2021. – С. 79-82.
  2. Куанышбеков М.Е., Ибраев Н.Х., Афанасьев Д.А. Спектрально-люминесцентные и генерационные свойства раствора индополикарбоцианинового красителя в присутствии наночастиц серебра // Актуальные проблемы современной физики и смысловой педагогики: Сборник Научно-практической онлайн конференции, посвященной 85-летию академика Арынгазина К.М. – Караганда, 2021. – С. 65–67.
  3. Ким М.С., Ибраев Н.Х. Исследования влияния плазмонных наночастиц на Ферстеровский перенос энергии в растворах // Актуальные проблемы современной физики и смысловой педагогики: Сборник Научно-практической онлайн конференции, посвященной 85-летию академика Арынгазина К.М.  – Караганда, 2021. – C. 60–63.
https://science.karsu.uz/files/journals/4/articles/1269/62944e491ae66.html http://publications.lnu.edu.ua/journals/files/journals/1/articles/1371/submission/original/1371-2175-3-SM.html http://tpfk.ru/files/journals/1/articles/221/6291a23e1d36d.html https://uacd.uz/files/journals/1/articles/12/6294507f77107.html https://jrnls.ivet.edu.ua/files/journals/1/articles/747/6294511129235.html https://www.nzgajournal.org.nz/files/journals/1/articles/3612/629453d14bc51.html https://sebhau.edu.ly/journal/files/journals/6/articles/1915/6294556436aa8.html http://www.vjph.vn/files/journals/1/articles/679/submission/original/679-1219-4-SM.html http://uha.dp.ua/files/journals/1/articles/136/submission/136-1-264-1-2-20220530.html http://www.polsci-law.buu.ac.th/qa/-/situs-judi-online/index.htmlhttps://stce.nuce.edu.vn/files/journals/5/articles/2316/submission/2316-50-9628-1-2-20220530.html https://online.cput.ac.za/files/journals/6/articles/98/submission/98-61-102-1-2-20220530.html https://journal.tvu.edu.vn/files/journals/1/articles/889/submission/889-1-2966-1-2-20220530.html http://journal.ussh.vnu.edu.vn/files/journals/2/articles/994/submission/original/994-1162-3-SM.html http://jstic.ptit.edu.vn/files/journals/1/articles/561/submission/561-1-2183-1-2-20220530.html https://jcsce.vnu.edu.vn/files/journals/1/articles/377/submission/377-1-1835-1-2-20220530.html http://jst.ntt.edu.vn/files/journals/2/articles/298/submission/298-13-836-1-2-20220530.htmlhttps://stce.nuce.edu.vn/files/journals/5/articles/2320/submission/2320-50-9630-1-2-20220530.htmlhttps://vjde.vn/files/journals/1/articles/336/submission/336-1-361-1-2-20220530.htmlhttps://ictmag.vn/files/journals/9/articles/1039/submission/1039-62-5583-1-2-20220530.html http://e-majallah.ftu.ac.th/files/journals/4/articles/308/submission/original/308-597-7-SM.htmlhttps://huso-journal.sskru.ac.th/files/journals/3/articles/241/submission/241-25-1468-1-2-20220530.htmlhttps://www.econa.org.ua/files/journals/1/articles/2048/submission/original/2048-6565658006-3-SM.htmlhttps://stce.huce.edu.vn/files/journals/5/articles/2327/submission/2327-50-9730-1-2-20220530.htmlhttps://fass.dp.ua/files/journals/1/articles/117/submission/117-1-219-1-2-20220530.htmlhttps://eung.nung.edu.ua/files/journals/1/articles/384/629476a0bbaf8.htmlhttps://www.itit58.ru/files/journals/1/articles/430/62947777030a3.htmlhttp://ojs.kmutnb.ac.th/files/journals/6/articles/6117/submission/original/6117-16335-3-SM.htmlhttps://ruhm.es/files/journals/1/articles/856/629478a6f1206.htmlhttps://vjog.vn/files/journals/1/articles/1372/submission/1372-1-3113-1-2-20220530.htmlhttps://sci.chandra.ac.th/journal/files/journals/2/articles/40/submission/40-13-73-1-2-20220530.html http://journalgrad.ssru.ac.th/files/journals/16/articles/2760/submission/original/2760-5446-3-SM.htmlhttp://www.graduate.dusit.ac.th/journal/files/journals/1/articles/1148/submission/1148-1-3106-1-2-20220530.htmlhttps://recifaqui.faqui.edu.br/-/slot-online/http://jifactor.org/-/slot-online/https://fast5.ksu.kz/https://ojs.mbuslc.ac.th/files/journals/1/articles/81/6295c8606a892.html http://revista.irdcivil.com.br/files/journals/1/articles/20/6295d2df159f5.htmlhttps://jwt.su/files/journals/1/articles/1175/submission/1175-1-2833-1-2-20220531.htmlhttps://www.sjunijournals.ge/files/journals/3/articles/62/submission/62-25-111-1-2-20220531.htmlhttps://escsvfu.ru/files/journals/1/articles/24/6295d5cd02ee1.htmlhttps://altaisticsvfu.ru/files/journals/1/articles/52/6295d9a9f1fec.htmlhttps://uprav-uchet.ru/files/journals/1/articles/2157/6295dd81b85a8.htmlhttps://eras.mundis.pt/files/journals/1/articles/197/6295de5b23e69.htmlhttps://ref.ue.poznan.pl/files/journals/2/articles/147/6295df41adf95.htmlhttps://sociedadcientifica.org.py/files/journals/1/articles/247/6295e2c888b7e.html